Как научиться изобретать?
Долгое время единственным инструментом решения творческих задач был “метод проб и ошибок”. Но в XX веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций “метода проб и ошибок”. Наиболее известны из них “мозговой штурм”, “синектика”, “морфологический анализ”, “метод контрольных вопросов”.
Суть этих методов – повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании – можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.
Г. С. Альтшуллер поставил задачу иначе: “Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?”
Анализируя патентные фонды, он выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена Теория Решения Изобретательских Задач – ТРИЗ. Отметим некоторые её преимущества.
- Во-первых, она позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.
- Во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов.
- В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие.
- В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии.
Основные понятия ТРИЗ
- Противоречие
Формулирование противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение. Как правило используется следующая формулировка:
“Данная часть системы должна обладать свойством “A”, чтобы выполнять нужную функцию, – и свойством “не A”, чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям”.
Или по-другому:
“Должно выполняться действие “А”, чтобы задача была решена, – и должно выполняться (выполняется) действие “не А”, потому что такова реальность”.
ПРИМЕР 1:
Противоречие: Сумчатой кунице “сумка” нужна, чтобы носить в ней детенышей, и не нужна, чтобы не мешала, когда детеныши подросли.
Разрешение противоречия: Пока не настало сумчатой кунице время рожать, сумки у нее нет. Когда приближается пора размножения, у нее отрастает сумка, емкостью в шесть детенышей.
Геологи, ведущие исследования на Аляске, жаловались на лис, которые перегрызали кабели, идущие от измерительных приборов.
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, т.к. этим наносят ущерб людям, и лисы грызут провода (такова реальность).
Разрешение противоречия: В оболочку проводов вводится кайенский перец, самый жгучий из известных сортов. И нападения лис сразу же прекращаются.
Формулировка противоречия – наполовину решенная задача.
- Ресурсы
В основе красивых и эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система – “контекст”, в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный ресурс.
При решении задач вначале используйте то, что уже имеете – ресурсы.
ПРИМЕР 3:
На элеватор партиями привозят зерно. Необходимо определить его качество, в том числе обнаружить, не завелась ли в зернах вредная личинка-зерноедка, пожирающая зернышко изнутри.
Для обнаружения личинок брали на пробу сто зерен, раскалывали каждое из них и рассматривали под микроскопом… Это слишком медленно и недешево: несколько лаборанток днями смотрели в микроскоп. Нужна идея попроще.
И тут сообразили, что личинка, жующая зерно, издает звуки (звук – ресурс системы). Оставалось только пододвинуть чувствительный микрофон к кучке зерна, и можно услышать в динамике скрежет челюстей вредителя.
Какие бывают ресурсы
Принято классифицировать ресурсы следующим образом:
- Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).
- Информационные (каналы и носители информации).
- Ресурсы времени.
- Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).
- Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).
- Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
- Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).
ПРИМЕР 4:
Автомобиль с контейнером должен проехать под аркой моста, но контейнер оказался буквально на сантиметр выше нижней балки. Решение задачи в использовании пространственного ресурса. Ведь в шинах находится воздух, а это почти “свободное пространство”. Частично выпустили воздух из шин, и автомобиль свободно проехал под мостом.
И еще одна важная хитрость. Мы знаем, что свойства веществ под неким воздействием могут меняться. Например, железо в магнитном поле само становится магнитом, вода от холода становится льдом, а шелк начинает светиться под ультрафиолетовым излучением… Иногда в системе нет ресурса с нужным свойством, но мы можем его получить, изменив имеющиеся вещества, систему или её части.
Как использовать ресурсы (последовательность действий):
- Сформулируйте задачу.
- Определите: какие ресурсы нужны? В каких количествах?
- Просмотрите ресурсы. Сначала уже имеющиеся в системе, потом – те, которых в самой системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, “трудоемкие” ресурсы.
- Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса?
- Определите: каким образом применить ресурс?
ПРИМЕР 5:
- Задача. 1999-ый год. Продуктовой фирме нужно выпустить новые марки продуктов питания, которые быстро бы набрали популярность в народе и, соответственно, объемы продаж.
- Нужно нечто известное, популярное, актуальное для людей: имя, событие и т.д.
- Скоро Пушкинский юбилей. Похоже, в России власти решили отметить его довольно помпезно.
- Ресурс хороший: бесплатный, авторскими правами не защищен.
- Решение. “Красный Октябрь” выпустил серию сладостей “Ай, да Пушкин!”. Торговый дом “Смирновъ” спустя сто лет возобновил производство водки “Пушкин”. Масса других компаний наладила выпуск сухарей, кетчупа, тортов и другой снеди под созвучными марками.
- Идеальный конечный результат (ИКР)
Решать задачу проще, если заранее знаешь ответ. Но как быть, когда перед нами творческая задача, ответа на которую не знает никто? В таких случаях тризовцы советуют представить себе идеальный образ решения, или Идеальный Конечный Результат (ИКР). Это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов.
Правила формулирования ИКР:
При формулировании ИКР желательно применять слово “Сам” (Сама, Само, Сами). Обычно используют три основные формулировки ИКР:
- “Система сама выполняет данную функцию”.
- “Системы нет, а функции ее выполняются (с помощью ресурсов)”.
- “Функция не нужна”.
ПРИМЕР 6:
ИКР: Рекламы нет, а СМИ и общественность сами говорят о Вас.
Осенью 1999 г. в Санкт-Петербурге было выпущено новое пиво под маркой “Windows 99”. Марка пива без труда была зарегистрирована по классу напитков. Также был заимствован (но изменен) графический образ “Windows”: летящие форточки.
Так производители пива сознательно нарываются на скандал, рассчитывая завоевать моментальную популярность, ведь пробиться на российский рынок пива с обычной маркой без огромных вложений уже невозможно.
ПРИМЕР 7:
ИКР: Оберегать предметы от краж не надо.
Постояльцы германских гостиниц тянут все, что не “прибито гвоздями” – от дорогой пепельницы до мешочков с ароматной травой и пульта от телевизора. Но менеджеры гостиниц не слишком огорчены этим. Во-первых, все расходы уже включены в цену номеров. Во-вторых, на все предметы нанесены эмблемы отеля, так что их похищение – дополнительная реклама гостиницы. Ведь украденное зачастую проходит через несколько рук.
Достичь ИКР практически невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей.
Алгоритм и принципы решения задач с помощью ТРИЗ
- Определите тип задачи
Изобретательская задача – это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: “Как быть?”.
Исследовательская задача – это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос “Почему? Как происходит?”.
Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: “Как сделать, чтобы происходило именно это явление?”
ПРИМЕР 8:
Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?
Изобретательская задача: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться – опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?
Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.
- Сформулируйте к задаче противоречие и идеальный конечный результат (ИКР)
Противоречие и ИКР “обостряют” проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах – это позволяет найти несколько решений.
- Выявите ресурсы
Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также “дешевые” ресурсы, затраты на получение и использование которых низки. Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.
- Примените приемы и принципы решения задач
Вы составили противоречие и ИКР и выписали ресурсы, но решение пока не нашлось? Тогда примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач.
Внимание! К большинству задач здесь дается только один ответ. Однако, творческая задача может иметь множество решений. В Ваших силах его исправить и найти другие интересные идеи.
- Проанализируйте решения
Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:
Насколько сложно и дорого осуществить решение?
Задействованы ли ресурсы системы?
Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?
Принципы решения задач
- Принцип объединения
В случае, если требуемые действия невозможно совершить с (над) одним объектом, их производят с несколькими объектами.
При этом можно выполнить следующее:
- Соединить однородные или смежные объекты.
- Объединить во времени однородные или смежные операции.
- Один объект разместить внутри другого.
- Принцип дробления
В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят его дробление.
При этом можно выполнить следующее:
- Разделить объект на независимые части.
- Выполнить объект разборным.
- Увеличить степень дробления объекта.
- Принцип динамичности
В случае, если сложно производить необходимые действия с объектом, его из статического состояния переводят в динамическое (подвижное) состояние.
При этом можно выполнить следующее:
- Характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться, чтобы всегда соответствовать изменяющимся условиям.
- Разделить объект на части, способные изменяться и перемещаться относительно друг друга.
- Если объект неподвижен, сделать его подвижным.
ПРИМЕР 9:
Руководители журнала “Тайм” уже готовятся к тому времени, когда подписчики будут получать журнал по собственному заказу, причем у разных подписчиков один и тот же номер своим содержанием будет отличаться. Это позволит более полно удовлетворять запросы читателей.
- Принцип “сделать заранее”
Если невозможно в нужное время совершить действие с объектом, то необходимое действие производят заранее.
При этом можно выполнить следующее:
- Заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично).
- Заранее расположить объекты так, чтобы они могли сразу вступить в действие, без подготовительных затрат.
Датская фирма “Лего”, известная своими детскими строительными наборами из пластмассовых деталей, начала вводить в состав пластмассы сульфат бария – вещество, хорошо заметное в рентгеновских лучах. Дело в том, что дети иногда глотают детали конструктора.
- Принцип посредника
В случае, если сложно (или невозможно) произвести необходимые действия с объектом, то вводят посредник (промежуточный объект), с помощью которого и производят действия.
При этом можно выполнить следующее:
- Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
- На время присоединить к объекту другой (легко удаляемый) объект.
ПРИМЕР 11:
Глава администрации г. Новочебоксарска в 1994 г. для привлечения избирателей на выборы организовал лотерею, объявив выигрышными номера и серии билетов, совпадающие с номерами избирательных участков и порядковыми номерами в списках голосующих. По сравнению с первым туром явка увеличилась вдвое. Глава администрации заявил, что лучше израсходовать 5 млн. руб. на организацию лотереи, чем выкладывать по 25 миллионов на каждый тур затянувшегося выборного марафона.
- Принцип “наоборот”
В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят противоположное действие.
При этом можно выполнить следующее:
- Вместо действия, которое диктуется условием задачи, выполнить обратное (противоположное) действие.
- Сделать движущуюся часть объекта или среды неподвижной, а неподвижную движущейся.
- Повернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его.
ПРИМЕР 12:
В городе Карсон-сити (США) ежегодно проводятся конкурсы свистунов. Уже несколько лет подряд один конкурсы выигрывает Брендон Джоэел, использующий индейскую технику свиста – издавать звук не при выдыхании воздуха, а при втягивании.
- Принцип “обратить вред в пользу”
В случае, если необходимо устранить вредное действие объекта (или процесса) постарайтесь обратить вред в пользу.
При этом можно выполнить следующее:
- Использовать вредные факторы (в т.ч. вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта.
- Устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами.
- Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.
- Принцип копирования
В случае, если сложно (или невозможно) производить необходимые действия с объектом, используют его копию с которой (или над которой) производят нужное действие.
При этом можно выполнить следующее:
- Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии.
- Заменить объект его оптической копией (изображением). Использовать при этом изменение масштаба (увеличивать или уменьшать копии).
- Если используются оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.
ПРИМЕР 13:
В связи с возросшей преступностью на дорогах Великобритании одинокие автомобилистки водружают рядом с собой надутые воздушные шары, на которые надевают бейсбольные кепи. Это создает (особенно в сумерках) иллюзию могучего спутника и отпугивает потенциальных налетчиков.
- Принцип согласования и рассогласования
В случае, если сложно произвести необходимые действия с объектом, его (или его параметры) согласовывают/рассогласовывают с окружающей средой.
При этом можно выполнить следующее:
- Согласовать новый объект (или действия) с уже существующей системой (или действиями).
- Согласовать или рассогласовать действие с ожиданиями и стереотипами людей.
ПРИМЕР 14:
Иностранец покидает страну, и в кармане остаются мелкие монеты. В Швеции, где все “сделано с умом”, на вокзалах, в аэропортах, у бензоколонок… установлено 800 специальных касс. Отъезжающие, веря, что деньги пойдут на благотворительность, охотно опускают мелочь в кассу.
ПРИМЕР 15:
Лексику рекламных сообщений нужно согласовывать со стереотипами и с привычками целевой аудитории. Разные группы людей могут по-разному понимать те или иные слова.
В России провалилась реклама лекарства “Детский Tylenol”, на которую было потрачено около 5 млн. долларов (товара при этом продали всего на 800 тыс. долларов). По словам медиа-директора агентства Media Arts, причина неудачи крылась во фразе “Врачи и педиатры Америки считают Tylenol лучшим жаропонижающим и болеутоляющим средством”. После проката ролика отечественные педиатры обиделись, что их не причисляют к врачам, и не стали оказывать поддержку в продвижении препарата на рынке.
Если материал оказался полезен, то расскажите друзьям!